Статьи

История циркового искусства

В конце 20 века артисты и цирковые труппы из стран Восточной Азии и бывших советских республик приобрели известность. Отличительной чертой их выступлений была оригинальность аппаратуры, костюмов и подачи. Хотя Китай имеет долгую историю цирковых представлений, таких как акробатика, цирки Китая по-настоящему начали процветать после получения государственного финансирования, начиная с 1949 года. К 2000 году в Китае насчитывалось более 250 цирковых трупп, многие из которых выступали по всему миру. Точно так же цирк был одной из основных форм развлечения для россиян с конца 19 века, а его популярность возросла после революции 1917 года, поскольку советские лидеры рассматривали его как форму развлечения, которой могли наслаждаться все.

До распада Советского Союза в 1990 году российские цирки находились на пике своего развития: здесь действовало более 70 постоянных цирковых зданий и около 50 туристических компаний.

Помимо таких культур с устоявшейся историей цирка, с приближением начала 21 века другие начали развивать национальные цирковые традиции. Особенно примечательны были цирки Африки, Индии, Испании, Бразилии и Мексики, многие из которых характеризовались акробатическими и спортивными представлениями с традициями, укорененными в религии и фольклоре.

Многие международные цирки начали экспериментировать с разными форматами. Некоторые европейские цирки, такие как итальянский Circo Americano, пытались подражать американскому образцу, выступая одновременно на трех аренах. В то же время среди американских продюсеров рос интерес к принятию или возвращению к более интимному и менее запутанному формату с одним кольцом. Цирк Big Apple в Нью-Йорке , Цирк Флоры в Сент-Луисе, штат Миссури, Цирк UniverSoul в Атланте, Джорджия, и Цирк дю Солей из Квебека использовали формат одного кольца и выступали в палатках, вмещающих от 1600 до 2000 человек.

Животные в цирке

До конца 20 века существовала заметная разница между европейским и американским стилями представлений с дикими животными. В XIX веке Ван Амбург, полагая, что дрессировщик должен демонстрировать физическое превосходство над своими «учениками», обычно заставлял своих животных подчиняться. К сожалению, этой практике последовали многие из его американских преемников. Клайд Битти , американский дрессировщик кошек , популярный с момента своего дебюта в 1920-х годах до своей смерти в 1965 году, использовал в клетке грубый, боевой стиль; его действие сопровождалось щелчками кнута и выстрелами из холостого пистолета.

Европейский стиль представления выступлений диких кошек был разработан Хагенбекс в Германии в конце XIX века, и вскоре за ним последовало большинство тренеров в Европе. Этот стиль дрессировки использует естественные способности животных и превращает их в послушных, даже игривых питомцев, находящихся в гармонии со своим дрессировщиком, а не в оппозиции. Однако дикий характер животных проявляется достаточно часто, чтобы напомнить зрителю, что увиденное действительно было результатом умелой дрессировки.

Начиная с конца 20-го века как в Великобритании, так и в Соединенных Штатах, владельцы цирков часто сталкивались с проблемами со стороны активистов по защите прав животных, которые считали, что дрессировка цирковых животных сопровождалась жестокостью, и поэтому они выступали за запрет таких действий. Многие цирки ответили на такие обвинения, заявив, что времена дрессировки животных посредством наказания (а-ля Битти) давно прошли; вместо этого, настаивали они, гуманные методы таких тренеров, как Гюнтер Гебель-Вильямс, немецкий тренер, прославившийся благодаря Ringling Bros. и Barnum & Bailey Circus стали нормой. Тем не менее, все более частые протесты и судебные иски со стороны групп по защите прав животных удалось вызвать обеспокоенность общественности по поводу благополучия животных, используемых в цирках. В некоторых юрисдикциях Европы и США приняты запреты на действия с дикими животными. Изменение общественного мнения способствовало росту популярности цирков без животных, таких как Cirque du Soleil, а также снижению продаж билетов в Ringling Bros. и других традиционных цирках. Заявление Ринглинга в 2015 году о постепенном прекращении представлений со слонами в течение трех лет еще больше снизило продажи билетов, и в 2017 году цирк окончательно прекратил свою деятельность.

В течение 20 века по всему миру было создано несколько школ для обучения студентов цирковому искусству. В России профессиональная школа по подготовке цирковых артистов связана с Московским цирком с 1929 года. После четырех лет кропотливой курсовой работы выпускники распределяются почти по 100 циркам, выступающим по всей стране. В 1985 году Министерство культуры и коммуникаций Франции открыло в Шалон-сюр-Марн четырехлетнюю профессиональную школу для цирковых артистов — Высшую школу цирковых искусств. Национальная цирковая школа Монреаля — единственная частная школа в Северной Америке , предлагающая обучение широкому спектру циркового искусства, хотя в Соединенных Штатах есть ряд школ и университетов , которые предоставляют обучение конкретным аспектам циркового искусства.