Статьи

Живодёрня или цирк: отрывок из дискуссии

КРОВЬ медведя на сапогах укротителя - не случайность, а будни манежа. Звери не хотят исполнять трюки, но делают это, иначе их ждут унижения, пытки голодом и побои. Зрители в зале не знают, что идиллия между животным и человеком заканчивается за кулисами - в основе популярного жанра лежат насилие и обман… С этих шокирующих откровений дрессировщика медведей Владимира Дерябкина "Аргументы и факты" (NN 48, 49 за 2002 г.) начали дискуссию о жестокости дрессуры.

РЕАКЦИЯ его коллег по цирку была резкой. Одним из первых в редакцию позвонил маг и волшебник из знаменитой династии иллюзионистов Игорь КИО. При встрече он сказал: "Я не дрессировщик, поэтому буду объективен. С детства наблюдал за репетициями укротителей. Жестокие люди в их среде - исключение. А вы хотите очернить всех!".

- НЕ ХОТИМ, Игорь Эмильевич! Но отношения между дрессировщиком и зверем всегда интересовали зрителей. Что это - дружба или вражда? Чем плоха дискуссия на эту тему?

- Ее можно вести разными методами! Недавно в "КВН" показали пародию - явно по мотивам публикации в "АиФ". "Ток-шоу в цирке. Мстислав Распашный". Как бы намек на Мстислава Запашного. Выскакивает дикий человек с хлыстом и кричит на ведущего: "На колени! В клетку! Вколоть ему наркотики!" Всё на крике, на повышенных тонах. Этюд супержестокости в цирке, "характеризующий" общение дрессировщика и его подопечных.

- Разве это неправда?

- Это оскорбляет артистов. Нельзя так говорить! Конечно, без насилия нельзя работать с хищниками. Cлучается, надо ударить, заставить. Но укротители - не монстры, которые издеваются над бессловесной тварью. Кто-то более жесток, кто-то более мягок. Бывает всякое. Но это не отношения между "несчастным животным" и "деспотом-хозяином".

Слезы слона

- ВЛАДИМИР Дерябкин упомянул про реквизит дрессировщика - крюк на конце стека, которым цепляют за ухо слона, чтобы он шел по манежу куда следует. Крюк скрыт от зрителей бутафорской розой… Для многих это - символ жестокости профессии.

- А для меня нет. Да, "слоновий" крюк используют. Но для чего? Слонов грузят в вагоны, везут в другой город. Как это сделать? Это же не собака, которую можно тянуть на поводке. А тут - испытанный способ. Он нужен не для того, чтобы истязать животное, измываться над ним. Это необходимость. Пример с крюком - не символ дрессуры.

- А что в таком случае символ? Приведите пример получше!

- Пожалуйста. Когда я был ребенком, мы с мамой приехали на гастроли в Киев с цирком Дурова. В труппе у Владимира Григорьевича был дрессировщик Исаак Бабутин. Однажды они поссорились, и Дуров его уволил. А заодно списал своего старого слона, который потом попал в Киевский зоопарк. Бабутин тоже решил остаться в Киеве, устроился на работу в зоопарк и доживал рядом с этим самым слоном. Мама привела меня туда и сказала: пойдем к Бабутину, увидишь знаменитого дуровского слона. Бабутин встретил нас и привел в вольер. И тут он совершил ошибку: подошел к слону сзади. Хотя полагается всегда подходить так, чтобы слон тебя видел. Но у Бабутина с ним были такие домашние отношения, как с собакой или кошкой, что он без страха пошел "с хвоста". А слон был уже глуховат, не услышал шагов, испугался, схватил его хоботом и отбросил в сторону. Бабутин упал навзничь. Слон повернулся, и - я навсегда запомнил эту сцену - с ужасом увидел, кого бросил, с кем так обошелся! Он опустился на колени, стал трубить, качать Бабутина на хоботе, а затем принялся трюк за трюком исполнять программу, которую делал в цирке всю жизнь, - только бы вымолить прощение.

- Ну вот, а вы говорите! Даже слон боится дрессировщика.

Подробнее: http://www.vita.org.ru/amusement/circus/torture.htm