Сцены насилия над животными влияют на детскую психику
Сцены насилия над животными влияют на детскую психику
Многогранная природа связи человека и животных хорошо известна на протяжении всей истории человечества. Большое внимание уделяется пользе, которую может принести человеку взаимодействие с животными, и вокруг терапевтического потенциала такого взаимодействия сформировались целые области исследований. Менее понятной, но не менее важной для исследователей является "темная сторона" связи: жестокое обращение с животными.
Отмечаются национальные и культурные различия в отношении к такому поведению; в странах и культурах с более прогрессивными представлениями о животных широко признаются боль и страх, которые они испытывают, и то, что эти реакции аналогичны человеческим. Напротив, культуры, в которых животные обесцениваются, а жестокое обращение с ними нормализуется, могут способствовать социальной приемлемости и частому проявлению жестокости. Жестокое обращение с животными также постоянно связывают жестоким обращением с детьми, включая эмоциональное насилие. Помимо возможности стать физической жертвой жестокого обращения с животными в доме, исследователи признают, что простое наблюдение за жестоким обращением с животными может иметь негативные последствия; например, женщины, ставшие свидетелями жестокого обращения с животными со стороны своего домашнего партнера, отмечали больший психологический стресс и более низкий уровень социальной поддержки, чем мужчины. Появляется все больше доказательств того, что свидетели жестокого обращения с животными могут негативно влиять и на детей. В данной статье мы рассмотрим последствия того, что дети стали свидетелями жестокого обращения с животными.
Все больше исследований указывают на то, что свидетельство жестокого обращения с животными является причиной различных дезадаптивных форм поведения у детей (например, агрессии и насилия), которые могут сохраняться на протяжении всей жизни человека. Целью данного обзора является обобщение литературных данных о последствиях свидетельства жестокого обращения с животными в детстве, в частности об экстернализационных симптомах (негативное поведение, направленное на других) или интернализационных симптомах (негативное поведение, направленное внутрь себя) и о последующей жестокости по отношению к животным и людям.
Существует несколько исследований, посвященных тому, каким образом воздействие жестокого обращения с животными может стать травматическим опытом, имеющим каскадные негативные последствия для детей-свидетелей. Механизмы, с помощью которых свидетели жестокого обращения с животными влияют на поведение, обсуждаются специалистами в этой области, которые предлагают различные теории и модели для объяснения этой связи. Теория социального научения предполагает, что дети могут повторно демонстрировать жестокое обращение с животными. Кроме того, было высказано предположение, что дети, ставшие свидетелями жестокого обращения с животными, с большей вероятностью будут обращаться с ними жестоко, если обидчик является их другом или родственником (Thompson and Gullone 2006) или человеком, к которому ребенок испытывает чувство близости.
Наиболее полным на сегодняшний день обзором исследований, изучающих взаимосвязь между свидетелями жестокого обращения с животными в детстве и негативной эмоциональностью и поведением, является обзор 2012 г., посвященный роли воздействия домашнего насилия, жестокости по отношению к животным и насилия в СМИ в совершении последующих жестоких действий по отношению к животным. Основные оценки, сделанные в обзоре Гуллоне, включают:
1. Свидетельство насилия и агрессии по отношению к людям и животным в детстве является одним из основных факторов риска совершения жестокого обращения с животными и насильственных действий в целом;
2. Молодые люди, подвергшиеся в раннем возрасте агрессии по отношению к животным, жестоко обращаются с животными с животными и чаще, чем молодые люди, подвергшиеся такому обращению в более старшем возрасте;
3. Свидетели жестокости - это не только потенциальный путь к жестокости по отношению к животным, но и к буллингу и другим формам человеческой агрессии.
4. Дети, которые являются свидетелями того, как другие, например, родители или старшие братья и сестры, совершают насилие по отношению к людям и/или животным, с большей вероятностью сообщают о том, что они совершают жестокость по отношению к животным и агрессию по отношению к другим.
Настоящий обзор литературы опирается на анализ Гуллоне в трех конкретных аспектах:
1. выявляет дополнительные исследования, проведенные с 2012 года, в которых были обнаружены ассоциации между подверженностью жестокому обращению с животными и любым типом дезадаптивного поведения или негативной эмоциональности;
2. систематизирует результаты существующих исследований по конкретным типам поведенческих результатов, связанных с подверженностью жестокому обращению с животными, чтобы понять, какие типы негативной симптоматики чаще встречаются у детей, ставших свидетелями жестокого обращения;
3. интегрирует результаты текущего обзора в конкретный контекст общественной проблемы подверженности жестокому обращению с животными в странах, где существует социальное и культурное принятие жестокого обращения с животными. Уязвимость детей, становящихся свидетелями жестокого обращения с животными, и распространенность этого вида жестокости в регионах, где жестокое обращение с животными является нормой или санкционируется государством, подчеркивает важность попыток понять и решить эти проблемы.
Цель данного обзора - обобщить данные современной литературы о взаимосвязи между свидетельством жестокого обращения с животными в детстве и насилием по отношению к животным, а также к другим людям; рассмотреть краткосрочные и долгосрочные последствия травм, полученных в детстве от свидетельства жестокого обращения с животными; и, наконец, обсудить, как эти результаты могут быть использованы для решения проблемы воздействия жестокого обращения с животными в детстве в странах, где оно является обычным или культурно приемлемым.
Истоки и обоснование текущего обзора
В основе данного обзора лежит международный проект, осуществленный учеными Университета Тиссайд (Великобритания), в рамках которого изучались масштабные корреляты воздействия жестокого обращения с животными в странах, где подобные исследования ранее не проводились. Проект, получивший название "Making The Link", преследовал три цели:
1) собрать данные о сложных связях между широко распространенной культурной терпимостью к жестокому обращению с животными и психологическим здоровьем детей, подвергшихся такому обращению;
2) изучить связь между жестоким обращением с животными и подверженностью домашнему насилию;
3) использовать полученные данные для разработки нескольких "ступеней" на пути к созданию первой инфраструктуры "Link" в Восточной и Юго-Восточной Европе. Концептуально "Link" основывается на давней эмпирической демонстрации взаимосвязи и возможной причинно-следственной связи между насилием по отношению к животным и насилием по отношению к людям.
"Связные" организации более активны в таких странах, как США, о чем свидетельствует создание Национальной связной коалиции.
Для преодоления этого порочного круга насилия и травматизма необходимо укрепить политику и процедуры по защите животных и контролю над ними, используя научно обоснованный подход, демонстрирующий, как жестокое обращение с животными негативно сказывается не только на них, но и на отдельных людях и обществе в целом. Эта столь необходимая инфраструктура "Связи", если она будет создана в Восточной и Юго-Восточной Европе, обеспечит поддержку выявленных лиц, семей и животных, находящихся в группе риска, посредством межведомственного сотрудничества.
Определение жестокого обращения с животными.
Жестокое обращение с животными определяется как "обращение с животными, причиняющее беспричинные, необоснованные или неоправданные страдания или вред" и как "неслучайное, социально неприемлемое поведение, причиняющее боль, страдания или стресс животным и/или приводящее к их гибели". Оно часто ассоциируется с другими видами агрессивного, антисоциального поведения. В данной работе термин "жестокое обращение с животными" используется для обозначения физического насилия, такого как избиение, отстрел и пытки животных, а не безнадзорности, содержания в кладовых, забоя на фермах или эмоционального насилия. Это определение совпадает с предыдущими концептуализациями жестокого обращения с животными.
Важно уточнить, что контекст, в котором в детстве происходило насилие по отношению к животным, может оказывать умеренное влияние на благополучие молодежи. Например, некоторые дети растут в среде, где наблюдение за убийством животных на семейных фермах является обычным явлением. Мы признаем, что эти животные испытывают боль, но отсутствие "злобной агрессии" по отношению к животному, а также понимание того, что убийство совершается исключительно с целью получения пищи, может ослабить влияние такого воздействия на эмоциональное и психическое здоровье ребенка. Напротив, наблюдение за актом, в котором животное подвергается жестокому нападению ради удовольствия преступника или причинения ему страданий (т.е. злобная агрессия), может усилить любые негативные последствия воздействия насильственного акта. Учитывая многочисленные эмпирические данные, можно предположить, что подобное воздействие жестокости негативно сказывается на умственном и эмоциональном развитии молодежи. К сожалению, насколько известно авторам, исследования, изучающие влияние санкционированных случаев насилия по отношению к животным (например, наблюдение за охотой, убоем на фермах) на благополучие молодежи, крайне редки. Для целей настоящего обзора авторы сосредоточили внимание на исследованиях, в которых "подверженность жестокому обращению с животными" определялась как свидетельство намеренных действий по отношению к животным, причиняющих им ненужную физическую боль и страдания.
Методика
При поиске авторы использовали различные базы данных, включая Social Science Premium Collection, PsycINFO, Academic Search Complete, Sociological Abstracts, Web of Science и Animal Science Database. Кроме того, для поиска статей, которые не удалось найти в других базах данных, использовался Google Scholar. Поисковые термины включали такие понятия, как жестокое обращение с животными, пренебрежение к животным; каждый термин сочетался со следующими словами: exposure, witness, experience, observe. Для обеспечения качества и релевантности исследований использовались следующие критерии:
Свидетель жестокого обращения с животными должен был быть независимой переменной или предиктором хотя бы в одной из моделей исследования.
Если присутствовали интернализационные и экстернализационные симптомы, то они должны были быть зависимой переменной хотя бы в одной из моделей исследования.
Если присутствовало насилие по отношению к людям, то оно должно было быть зависимой переменной хотя бы в одной из моделей исследования.
Если присутствовало насилие по отношению к животным или любой вид жестокого обращения с животными, то оно должно было быть зависимой переменной хотя бы в одной из моделей исследования.
Все исследования должны были быть доступны на английском языке.
Должна была быть проведена статистическая проверка корреляции между свидетельством жестокого обращения с животными и негативным поведением. Как минимум, это должна быть бивариационная связь; в большинстве исследований использовался многомерный анализ.
Статьи в данном обзоре
Всего было найдено 17 исследований, опубликованных в период с 1996 по 2017 г. и отвечающих критериям поиска. В 17 из них были получены статистически значимые результаты хотя бы по одной из соответствующих переменных результатов. Выборки различались: в 3 из 17 исследований выборку составили студенты колледжей, в 7 - дети школьного возраста, в 3 - правонарушители, находящиеся в заключении, а в остальных 4 - матери и/или пары мать-ребенок. В четырех исследованиях использовались выборки из других стран, кроме США. Обращает на себя внимание тот факт, что, хотя эти исследования охватывают 21 год, 16 исследований относятся к периоду после 2000 года. Большинство исследований жестокого обращения с животными до середины 1990-х годов было посвящено изучению взаимосвязи между совершением жестокого обращения с животными в детстве и последующим насилием по отношению к людям, при этом не учитывалась роль свидетелей жестокого обращения с животными. Растущий интерес к взаимосвязи семейного насилия и жестокого обращения с животными (в частности, интерес к насильникам, использующим жестокое обращение с животными для контроля над жертвами) заставил исследователей включить в опросники вопросы, измеряющие подверженность детей насилию в отношении животных, в попытке понять предшествующие факторы, приводящие к совершению жестокого обращения с животными.
Выводы
Свидетельство насилия предсказывает и увеличивает вовлеченность ребенка в дезадаптивное поведение, включая совершение насилия по отношению к людям и животным. Механизмы, с помощью которых свидетельство насилия может привести к совершению насилия, включают десенсибилизацию, снижение эмпатии, усвоенные дезадаптивные механизмы преодоления и другие усвоенные формы поведения, а также неразрешенные чувства гнева, страха и обиды. Считается, что эти процессы очень похожи, независимо от того, является ли ребенок свидетелем насилия по отношению к людям или к животным; таким образом, и то, и другое потенциально может привести к насилию по отношению к животным/людям. Тяжесть и характер жестокого обращения ребенка с любым разумным существом являются одним из важных факторов, позволяющих предсказать, совершит ли ребенок в будущем акты насилия, продолжая цикл жестокости.
Различные негативные последствия свидетельства жестокого обращения с животными в детстве можно разделить на три группы: интернализующее и экстернализующее поведение, включая специфические последствия травмы, совершение насилия по отношению к животным и совершение насилия по отношению к другим людям. У некоторых детей-свидетелей наблюдаются все три типа поведения. Эти последствия могут проявиться в детстве и иметь далеко идущие последствия во взрослой жизни. Хотя эти категории неизменно связаны между собой, они отличаются тем, что не каждый ребенок, ставший свидетелем жестокого обращения с животными, испытает на себе любое из этих последствий. Некоторые дети могут быть более склонны к десенсибилизации, в то время как другие могут быть более эмоционально расстроены, став свидетелями жестокости. Точно так же некоторые из этих детей могут быть более склонны к агрессии против людей, но не против животных. Различные факторы индивидуального и общественного уровня, такие как возраст свидетелей жестокого обращения с животными, также могут влиять на путь к каждому дезадаптивному результату.
Обсуждение
Данный обзор показывает, что определение Link требует расширения и включения в него свидетелей жестокого обращения с животными. Имеются данные о том, что свидетельство жестокого обращения с животными может оказывать длительное пагубное воздействие на ребенка даже в том случае, если он не подвергался насилию со стороны преступника. Авторы исследовали три широкие категории последствий для детей, ставших свидетелями жестокого обращения с животными: внутренняя и/или внешняя симптоматика, жестокое обращение с животными и насилие со стороны человека. Используя комбинацию поисковых терминов animal cruelty, animal maltreatment, animal neglect, animal abuse, exposure, witness, experience, and observe, авторы нашли 17 опубликованных количественных исследований, в которых изучались последствия воздействия жестокого обращения. В ходе поиска авторы наткнулись на исследования, в которых изучались последствия воздействия насилия в семье и, соответственно, распространенность свидетельства жестокого обращения с животными в детстве. Однако очень мало исследований посвящено изучению индивидуальной роли свидетелей жестокого обращения с животными. Следует отметить, что из 17 найденных исследований 16 содержали статистически значимые результаты, причем в одном из них отсутствие статистических данных, скорее всего, объясняется малым размером выборки. Кроме того, эти эффекты наблюдались как у мужчин, так и у женщин, у людей из разных стран, а также в совокупности у студентов, заключенных, детей и в общей популяции.
Существует несколько причин, по которым результаты, описанные в предыдущем разделе, могут недооценивать распространенность и тяжесть последствий свидетельства жестокого обращения с животными:
В многочисленных исследованиях, посвященных жестокому обращению с животными, подчеркивается влияние совершения жестокого обращения с животными в детстве в отличие от свидетельства жестокого обращения. Эти исследования показали общую тенденцию к тому, что дети, совершившие жестокое обращение с животными, с большей вероятностью совершат насилие по отношению к людям. Однако ретроспективные исследования, представленные в данном обзоре, показывают, что большинство людей, совершивших жестокое обращение с животными, также были свидетелями жестокого обращения с ними. Таким образом, возможно, что многие исследования, изучающие последствия совершения жестокого обращения с животными в детстве, также отражают последствия свидетельства жестокого обращения с животными.
Исследования, показывающие, что подверженность насилию в семье в детстве связана с совершением жестокого обращения с животными, травматическими симптомами и насилием по отношению к людям, часто не учитывают совместное присутствие свидетелей жестокого обращения с животными в семье. Поскольку насилие по отношению к домашним животным чаще встречается в семьях с домашним насилием, травматическое воздействие на детей, подвергшихся насилию в семье, может быть результатом как воздействия насилия по отношению к людям, так и насилия по отношению к животным, особенно в тех случаях, когда у ребенка есть эмоциональная связь с домашним животным.
Большинство результатов исследований, посвященных детским свидетелям жестокого обращения с животными, основано на данных, полученных на индивидуальном уровне в регионах, где распространенность таких свидетельств не является нормой. Мало что известно о потенциальном эффекте воздействия жестокости на макроуровне, особенно там, где жестокость по отношению к животным может быть широко распространена. Таким образом, существующие исследования не позволяют в достаточной степени понять пагубные последствия жестокого обращения с животными, которые переплетаются с культурными и социально-политическими нормами.
Основное внимание в настоящем обзоре уделяется рассмотрению результатов исследований в контексте воздействия жестокого обращения с животными в детском возрасте в регионах, где такое обращение является эндемичным, а политика в области защиты животных отсутствует. Таким образом, две темы настоящего обзора имеют непосредственное отношение к последствиям воздействия жестокого обращения с животными в детском возрасте в таких странах:
1. Возраст, в котором дети подвергаются жестокому обращению с животными, модерирует связь между свидетелями жестокого обращения с животными и негативной психопатологией и/или агрессивным поведением, причем чем моложе возраст свидетелей жестокого обращения с животными, тем моложе возраст совершения такого обращения.
2. Свидетель жестокого обращения с животными со стороны родителей, членов семьи или братьев и сестер связан с большим потенциалом совершения жестокости и/или агрессии по отношению к людям, чем свидетель совершения подобных действий со стороны незнакомца.
Выводы исследования:
Для более глубокого понимания того, как дети становятся свидетелями жестокого обращения с животными, необходимо разработать
1) стандартизированные и общепринятые определения различных форм жестокости и
2) более сложные подходы к подсчету случаев жестокого обращения.
Авторы предлагают проводить длительные исследования в регионах, где животные обесцениваются, жестокость по отношению к ним нормализуется и/или где детское наблюдение жестокости является культурной нормой. Эти проспективные исследования должны быть направлены на изучение не только результатов, но и потенциальных опосредующих или замедляющих факторов. Авторы рекомендуют исследователям проводить кросс-секционные сравнения результатов между регионами или странами с достоверно различным отношением к жестокому обращению с животными (и к тому, что дети становятся свидетелями такого обращения).